«Правильная скрипка». Итальянская скрипичная школа.
Мы как-то привыкли связывать происхождение новых технических средств с именами определенных изобретателей. Понятно и стремление человечества найти такого «изобретателя» и для скрипки. Но это сделать так же невозможно, как определить, кто первым придумал вообще смычковый инструмент и его частные разновидности. Нам неизвестен ни «изобретатель» скрипки (если принять версию Д.Бойдена), ни тот мастер, который впервые на профессиональном уровне создал инструмент на основе его народного прототипа. Нам даже неизвестна приблизительная дата появления правильной скрипки.
Почему мы не можем восстановить полностью методологию построения скрипки классических итальянских школ? Почему эти сведения для нас навсегда утрачены? Не исключено, что они передавались ученикам эзотерически. Судя по выражениям сожаления и многочисленным признаниям почти каждым инструментоведом, музыкальный мир может быть убежден, что изучающие искусство построения скрипки великими итальянцами действительно имеют мало данных, из которых можно было бы сделать выводы, какие обычно делаются ими о старинном способе построения скрипки и, что такой недостаток данных не препятствует их авторитетным утверждениям.
В наступившем 21 веке скрипачи, альтисты и виолончелисты, все те, кто играет на смычковых инструментах, стоят перед неразберихой различных исполнительских стилей и преподавательских методов. Передо мной не стоит задача разоблачать или восхвалять существующие направления как в первом, так и во втором случаях. Я так же не претендую на последнее слово в этих вопросах. Каждый скрипач волен выбирать и стиль исполнения и методы совершенствования скрипичной техники. Тем более, что недостатка в рекомендациях нет. Я только хочу предложить вниманию читателя свой взгляд на проблему штриховой техники скрипача…
Как и скрипка, смычок появился сперва в весьма несовершенном виде и претерпел целый ряд усовершенствований. Условно, процесс формирования смычка можно разделить на несколько основных этапов.
Первый этап эволюции смычка — с VIII по XV век. Это еще примитивный смычок лукообразной формы, на котором начинают формироваться колодка и головка.
Второй этап — XV-XVI века — ознаменовался более выпрямленной тростью, а головка приобретает более совершенную форму…