Выступление перед публикой часто является испытанием на прочность не только учеников, но и взрослых музыкантов.
Если рассмотреть в общем процесс выступления, то он выходит за музыкальные рамки. На первом плане — взаимодействие Личности и публики, массы людей. Это очень серьезный процесс, и когда с этим сталкиваются начинающие, то могут возникнуть проблемы (речь идет не о тех, которым дар влияния на массы дан Свыше, а о «простых смертных», которым в силу своей профессии необходимо доносить информацию, в том числе и музыкальную, многим людям).
Итак, во-первых, какими качествами должна обладать Личность, выступающая перед публикой?
Одно из главных качеств — обладание исключительной информацией, представляющей интерес для многих или нескольких людей. Эта информация может быть разного уровня — от нового прочтения Баха, до первого выступления, когда ребенок играет публично свою первую выученную песенку — это исключительное событие для него, его семьи и педагога.
Следовательно, необходимо осознание — для чего это выступление, что исполнитель может сказать нового.
Музыка неразрывно связана с энергетикой, поэтому очень часто главным смыслом выступления может стать создание положительного энергетического поля — это то, чего так не хватает большинству людей. Проще говоря — доставить удовольствие публике. Или, например, заставить задуматься людей о Высоком, Духовных идеалах…
Когда исполнитель понимает, что он может выполнить такую прекрасную Миссию, то его значимость в собственных глазах возрастает, что придает уверенность при выступлении.
Особенно важно это почувствовать детям — что они способны создавать новую положительную атмосферу. Детям во взрослом мире, как правило, не отводится Роль Влиятельного Человека, а здесь они могут раскрыться, почувствовать свои силы. У детей часто бывает нестандартный, искренний взгляд на мир, который они могут выразить в музыке, если это поощряется и направляется педагогом.
Нельзя переоценить значение ансамблевой игры. В группе энергетика возрастает в прогрессии, дети обмениваются своим удовольствием играть вместе, а публика чрезвычайно любит выступления детских ансамблей.
Когда я спросила свою семилетнюю ученицу, что ей больше всего понравилось во время выступления на фестивале, она сказала: «Нас так хорошо слушали!»
Незабываемое внутреннее ощущение, что тебя слушает целый зал останется на всю жизнь, а умение выступать впоследствии может стать примером для других жизненных ситуаций, где необходимо проявить свою уверенность и умение заставить себя слушать. Например, при приеме на работу, необязательно связанную с музыкой, или при устройстве личной жизни.
К этим качествам желательно добавить умение не зависеть от мнения всех подряд и иметь собственное достоинство Исполнителя.
Мысли «Что скажут? Как посмотрят? Что будет?» не должны влиять на конкретное исполнение. Нужно понимать, что Исполнитель сейчас важнее всех мнений, путь даже авторитетных. Критиковать легче, чем играть, а хорошее музыкальное исполнение достойно уважения в любом случае.
Когда Исполнитель уважает себя и свою игру, это передается публике и комиссии в том числе, если она присутствует. И мнение компетентных людей складывается при этом всегда в лучшую сторону.
Кроме этого, личный человеческий контакт с публикой всегда помогает справиться с волнением и донести до нее возможно лучшее.
Не бойтесь перед исполнением посмотреть в зал и улыбнуться. Это дружественно настроит публику, вы почувствуете, что вас хотят слушать и любят. Улыбка идет от души — ведь вы же тоже всех любите и хотите сыграть как можно лучше! Не забудьте, что в комиссии тоже находятся люди, которым приятно видеть положительно настроенного музыканта.
Техническая сторона подготовки к выступлению
При профессиональной технической подготовке (см. ниже) необходимо уметь представлять произведение, как единое целое и иметь «список приоритетов».
Это значит, что даже при некоторых технических недочетах невозможно остановиться, так как это нарушит целостность музыки и потеряется ее смысл. Нельзя прервать ее логическое движение, мышление идет не на уровне нот, а на уровне звуков и мелодически-гармонических построений.
У учащихся часто бывает, что техническая трудность отдельных мест заставляет забыть о главном, иногда подводит память. Здесь поможет слуховое восприятие музыки. Если она звучит в голове, то даже при возникновении некоторых проблем при исполнении возможно пропустить проблемное место, не нарушив общего смысла музыки и общего впечатления от исполнения.
При последующей работе над произведением необходимо учесть недочеты и проработать ошибки, стремясь к тому, чтобы каждое последующее исполнение было выше по музыкальному уровню и технически качественнее предыдущего.
В программе учебных музыкальных заведений, к сожалению, часто не предусмотрены многократные выступления с одной и той же программой. В результате происходит следующее: играется перед публикой довольно «сырая» программа, недочеты присутствуют в большей или меньшей степени, а шансов сыграть на более высоком уровне немного. Потому что необходимо «гнать» следующую «продукцию». Самое вредное в том, что у учащихся остается неприятный осадок от собственного несовершенного исполнения и на этой почве могут возникнуть комплексы неполноценности, что при следующем выступлении не идет на пользу.
Поэтому необходимо четко осознавать на каком уровне играющий находится: разучивания, выгрывания, обыгрывания на публике или крепкого владения материалом, который находится в постоянном «багаже», и который можно в любой момент уверенно сыграть на любом концерте.
1. Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начинать ее изучать заранее, чтобы она успела «улечься».
2. Первоначально хорошо выучить произведение в голове, пропевая голосом, обращая внимание на форму построения, чистоту интонации, гармонические и ритмические особенности. Для не пианистов — проигрывая произведение на клавишах. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах — это потом поможет «вылезти» из сложных ситуаций.
3. «Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов.
4. Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно поднимая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе.
5. Ближе к выступлению начать «собирать» произведение — проигрывать от начала до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочеты, которые необходимо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции».
6. Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке — перед своей семьей, друзьями. При этом опять выявятся недочеты, которые снова необходимо тщательно проработать.
7. «Накатка» — многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки.
Часть проигрываний следует исполнять без силового и эмоционального вложения сил, как бы медитируя. При этом акцент делается на привыкание к максимально техническому удобству.
Другую часть «накатки» надо играть в полную силу, представляя одновременно полный зал людей, каждый из которых пристально смотрит на вас. При этом желательно заранее выявить возможные неудобства эмоционального плана и мысленно отработать их.
Все эти приемы относятся к технической стороне работы. Хорошо выученное произведение, которое успело «улечься» не доставляет проблем при выступлении, придает уверенность исполнению.