Рука музыканта — неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука — часть тела. И ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма. Музицирование — единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор — основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского мастерства.Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса — эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный — художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности. Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной участницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь — рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания. По утверждению С.Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию. В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами. Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования. Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия — максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте. |