О цели и средствах
Поскольку мы уже выяснили, что как у спортсмена, так и у музыканта мышечный аппарат является лишь средством достижения цели, концентрация внимания на движении, неизбежная на начальной стадии изучения того или иного приема, постепенно должна смениться концентрацией внимания на цели, которую это движение достигает. В сознании остается предслышание звукового результата движения и соответствие извлеченного звука предслышанию. Движение должно уйти из сознания, став автоматизированным навыком. Об этом написано много и я не хочу повторяться. Причина, по которой я упомянул это явление — еще встречающееся недопонимание этого факта педагогами и исполнителями.
Вот наиболее распространенный пример. У ученика медленная в и б р а ц и я. Он хочет, чтобы она была быстрее, поэтому зажимает руку и пытается ускорить ее качания, сосредоточившись на этом движении (трясет, зажимает, пытается шевелить ею быстрее, чемрука может шевелиться). Это может привести лишь к излишним напряжениям и, как следствие, к переигранной руке. Вибрация — базовый навык, она присутствует фоном на протяжении почти всей пьесы (отдохнуть от нее можно только в динамичных пассажах), и если рука на вибрации зажимается, боли в левой руке неизбежны.
Что же делать?
Пойти от цели, то есть, от замысла и звучания. Убедившись, что левое плечо свободно опущено, что локоть левой руки поддается на попытки его качнуть, а не представляет собой замысловатый сук, растущий из плеча, з а п р е т и т ь у ч е н и к у в и б р и р о в а т ь в о о б щ е.
Вибрация — явление, напрямую связанное с эмоцией, скорее даже с темпераментом, у маленьких учеников нет потребности вибрировать. Ее надо развивать, детей поначалу вполне устраивают медленные, красивые качания звука. Если же потребность в вибрации сформирована, то ребенку ЗАХОЧЕТСЯ вибрировать, и на свободной руке вибрация родится сама (конечно, мастерство «акушера» нельзя исключить, при плохом вспоможении «роды» будут затяжными). При этом рука не зажмется, так как не она является прямым объектом внимания — а скорость вибрации постепенно начнет соответствовать физиологической скорости реакции мышц человека (выше которой, конечно, не прыгнешь, но это всё равно будет быстрее и естественнее, чем та зажатая вибрация, с которой мы начинали)…
Купить всю книжку в электронном виде можно тут: https://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Muzyka-i-teatr/Muzykalnaya-pedagogika/Moy-rebenok-budet
в бумажном тут https://compozitor.spb.ru/catalog/knigi/grauman-l-moy-rebenok-budet-skripachom-sovety-roditelyam/